Или маркетолога, как получилось на практике, был пройден в Германии, а не в Англии, как мне очень хотелось. Но! Я вспомнила забытый практически с института немецкий и даже заговорила и стала многое понимать, кроме, разумеется, шуток и анекдотов, до которых доходит время в ресторанчике далеко уже после первого бокала вина. И потом я поймала себя на мысли, что мне хочется слушать не только BBC или CNN, но я речь Герхарда Шредера в конце стажировки зазвучала по - родному.
Я хорошо помню то утро в Академии менеджмента, когда в аудитории на меня посмотрели изучающие умные глаза в круглых очках, и я сказала, что сегодняшний семинар, посвященный маркетингу, PR и коммуникациям, словно спланирован для меня. Так и вышло. Потом в Нюрнберге я сама додумалась, что мне нужно переосмыслить имеющиеся в данной области сведения до логического конца, что же все - таки такое этот самый маркетинг и зачем он нам нужен. А потом я изучала конкурентов по методике "me too", это когда не изобретаешь велосипед, а идешь проторенной дорожкой конкурентов. Правда, в нашем случае они ушли недосягаемо далеко. Однако же! Когда речь идет о цене, почему бы и не рискнуть?! Оказывается, далеко не только русские надеются на авось. Зачастую покупаются российские товары в надежде, что качество будет оправдано ценой.
Все познается в сравнении, и я сравнивала "их" и "нас". Мы - это завод и управляющая компания, разумеется, из Москвы. Хотя сравнение не совсем оправданно. Это как сравнивать профессора и первокурсника. Я даже подготовила предложения в веб сайтам - что изменить, а что дополнить. Правда, забегая вперед, могу сказать, что никто и не поинтересовался этими предложениями.
У меня было много вопросов к капиталистам. Справедливости ради следует отметить, что и у них случаются банкротства, когда останавливается производство и люди вынуждены ждать. В нашем случае ожидание продолжалось год, и должно было вот-вот завершиться. Уже были найдены инвесторы в Германии и на Ближнем Востоке, подготовлен бизнес - план и представлен в канцелярию арбитражного управляющего, ожидалось принятие спасительного решения в правительстве Баварии.
На мой взгляд, самое ценное из наших разговоров с Доктором Целльнером и господином Цабелем - руководителями компании, заключается в понимании личной ответственности руководителя за свою продукцию. У нас она, то бишь, ответственность, разделяется между многими топ-менеджерами, и таким образом один человек уходит от этого самого персонального и профессионального долга.
Маркетинг там строится на имени, которому можно доверять. Потому что это имя годами подкрепляется хорошими взаимоотношениями, надежным качеством продукции, своевременным решением любых вопросов. К примеру, Доктор Целльнер целыми днями был на телефоне, если не уезжал на важную встречу. Иногда у него бывало до 25 звонков в день. Запланированную встречу легко можно было определить по белой рубашке и красивому пиджаку и галстуку. Кстати, в отличие от наших бизнесменов, которые предпочитают строгий костюм сине-серо-черных тонов, мои немцы предпочитали итальянский стиль - мягкие пиджаки теплых песочно-коричневых цветов и яркие галстуки. В обычные дни Доктор Целльнер позволял себе уютный пуловер от "Лакосты".
Оказывается, практически каждое утро начинается у них с веб страниц конкурентов, особо пристально изучаются квартальные и иные отчеты, не обходятся стороной и наши представительства во всемирной паутине.
Рискну предположить, что хорошая информированность оттого, что мои коллеги - руководители компании по-настоящему любознательны, находятся в постоянном контакте с бизнес партнерами, много общаются с деловыми людьми и представителями власти, не замыкаясь внутри фирмы. И что самое удивительное - нет никакой "монополии" на информацию. Последними новостями охотно делились со мной, предлагали для прочтенья статьи в местной прессе, говорили о новых отчетах, которые появились в Интернете, а наутро после встречи с нашими москвичами из управляющей компании последовал подробный рассказ с личными впечатлениями и содержанием переговоров.
В любое время можно было зайти "на ковер" и задать любой вопрос. Обычно вначале я спрашивала, если ли время для разговора со мной - минут 1-15. На большее я не рассчитывала, зная, насколько все заняты. Иногда со мной беседовали сразу, подключая гостей, иногда назначали время после обеда или на следующее утро. Никогда разговор не откладывался позднее, чем на два дня.
Информации накопилось много, пришла пора привести ее в удобную для понимания систему и подготовить предложения для родного предприятия, а также презентацию для итогового семинара в Академии. И тут я обратилась за помощью к преподавателям и в очередной раз получила исчерпывающие ответы и рекомендации. Мою презентацию оценили как "очень хорошую" Фрау Енеке, которая умеет как никто другой задавать вовремя каверзный вопрос, после которого многое становится ясным как Божий день, и Фрау Пфунд, сотрудница моей принимающей компании. Академия приглашает на итоговый семинар представителей немецких компаний, закрепляя хорошие взаимоотношения в надежде еще не раз направить туда стажеров из России.
Суть моих предложений заключалась в необходимости заглянуть вперед хотя бы года на три. Посмотреть, какие у нас возможности конкурировать с глобальными игроками на рынке, в каком направлении двигаться. Предполагалось начать с анализа продукции с учетом жизненных циклов, затем собраться в Москве, обсудить вопросы перспектив вместе с руководством, выработать маркетинговую концепцию, и дальше уже заниматься на местах текущими вопросами, исходя из генеральной линии.
Но случилось то, что случилось…
Мой шеф продержал отчет с предложениями неделю и вернул между делом со словами: "Мы здесь маркетингом заниматься не будем". На разговор никто меня не пригласил, хотя я сразу по приезду выразила горячее желание донести до руководства свои мысли.
К концу апреля запас оптимизма, полученный в Европе, иссяк, к тому же сильно крепчал маразм и начался очередной виток напряженности с шефом…. И я написала заявление.
Все были удивлены, ведь у нас так хорошо и нигде нет никаких проблем. Потом мне говорили, что я "наделала шуму". А я просто не могла больше работать без перспектив, без нормальной зарплаты.
Долг порядочного человека выполнил только один руководитель. Правда, я уже была уволена. Мы откровенно поговорили, мне было предложено остаться, правда, предлагалось подождать какое-то время, чтобы улеглись волнения. Он всегда был мне симпатичен, в особенности своим отношением к критическим ситуациям, когда многие руководители следуют излюбленному русскому приему: "КТО виноват?", он же предпочитал искать выход в сложившихся обстоятельствах. И потом что-то читалось в его глазах…наверное, что далеко пойдет.
Спустя выходные я сказала, что все-таки ухожу. А через две недели позвонила подруга, оказывается, его перевели на другой завод. Говорят, что уезжал далеко не в радостном настроении. Похоже, и для него это был сюрприз.
А сейчас я ищу хорошую работу. Рассылаю резюме, названиваю. В большинстве мест обещают перезвонить и, конечно же, не звонят. А может, позвонят, но чуть позже. Ну что же, ждать я научилась.
Есть еще мое интервью в нашей газете, его можно прочесть по адресу http://novez.ru/sib_el/arhiv.html, архив за 2004 год, №9, материал под названием "Большое видится издалека".
31.05.2004